Приветствую Вас, Гость


ЗТема3: «Коммуникационные технологии»(16ч)

Урок 22. Поиск информации в Интернете

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллиардов Web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые серверы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о Web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета.

Поисковые серверы Интернета можно разделить на две группы:

  • поисковые системы общего назначения;
  • специализированные поисковые системы. 

Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе, интерактивным географическим картам и так далее).

Поисковые системы общего назначения

Поисковые системы общего назначения являются базами данных, содержащими тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины. Такие поисковые системы позволяют находить Web-сайты или Web-страницы по ключевым словам в базе данных или путем поиска в иерархической системе каталогов.

Примеры поисковый систем:

Google ;
Yahoo!;
Апорт;
Rambler;
Яндекс;
@MAIL.RU;

Интерфейс таких поисковых систем общего назначения содержит список разделов каталога и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, а в каталоге выбрать определенный раздел, что сужает поле поиска и таким образом ускоряет его.

Заполнение баз данных осуществляется с помощью специальных программ-роботов, которые периодически "обходят" Web-серверы Интернета. Программы-роботы читают все встречающиеся документы, выделяют в них ключевые слова (теги) и заносят в базу данных, содержащую URL-адреса документов.

Так как информация в Интернете постоянно меняется (создаются новые Web-сайты и страницы, удаляются старые, меняются их URL-адреса и так далее), поисковые роботы не всегда успевают отследить все эти изменения. Информация, хранящаяся в базе данных поисковой системы, может отличаться от реального состояния Интернета, и тогда пользователь в результате поиска может получить адрес уже не существующего или перемещенного документа.

В целях обеспечения большего соответствия между содержанием базы данных поисковой системы и реальным состоянием Интернета большинство поисковых систем разрешают автору нового или перемещенного Web-сайта самому внести информацию в базу данных, заполнив регистрационную анкету. В процессе заполнения анкеты разработчик сайта вносит URL-адрес сайта, его название, краткое описание содержания сайта, а также ключевые слова, по которым легче всего будет найти сайт.

Сайты в базе данных ранжируются по количеству их посещений в день, неделю или месяц. Посещаемость сайтов определяется с помощью специальных счетчиков, которые могут быть установлены на сайте. Счетчики фиксирует каждое посещение сайта и передают информацию о количестве посещений на сервер поисковой системы.

Поиск по ключевым словам.

Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запросов в поле поиска. Простой запрос содержит одно или несколько ключевых слов, которые, по вашему мнению, являются главными для этого документа. Можно также использовать сложные запросы, использующие логические операции, шаблоны и так далее.

Через некоторое время после отправки запроса поисковая система вернет аннотированный список URL-адресов документов, в которых были найдены указанные вами ключевые слова. Для просмотра этого документа в браузере достаточно активизировать указывающую на документ ссылку.

Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список URL-адресов документов может быть слишком большим (может содержать десятки и даже сотни тысяч ссылок). Для того чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы.

Поиск в иерархической системе каталогов.

Web-сайты в базе данных поисковой системы группируются в тематические каталоги - аналоги тематического указателя в библиотеке. Тематические разделы верхнего уровня, например "Интернет", "Компьютеры", "Культура и искусство" и др., содержат вложенные каталоги. Например, каталог "Интернет" может содержать подкаталоги "Провайдеры", "Поиск", "Общение" и др.

Поиск информации в каталоге сводится к выбору определенного каталога, после чего пользователю будет представлен список ссылок на URL-адреса наиболее посещаемых и важных Web-сайтов и Web-страниц. Каждая ссылка обычно аннотирована, то есть содержит короткий комментарий к содержанию документа.


Практические задания

Осуществить поиск сайтов, содержащих информацию об Алтайском крае. Составить сообщение по одной из тем: 

Знаменитые люди Алтая (выбрать одного человека)

Красивые места Алтайского края (рассказать об одной из зон)

Исторические места Алтая (составить рассказ об одном из исторических мест)

Запоминающиеся события на Алтае (рассказать об одном из событий)

Каждое сообщение должно содержать фотографию, рисунок или карту, текст, звукозапись или видеоролик. Сообщение можно оформить в виде презентации, устного сообщения с одновременным показом иллюстраций или страниц сайта, в форме видеоролика.