Приветствую Вас, Гость
Тема 1  «Информация и информационные процессы» (9ч) 
Урок 3. Человек: информация и информационные процессы

Инфроматика на 5

Сообщения - знания - информация. К слову "информация" люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как "информационное сообщение" или "оперативная информация". Цель таких сообщений - довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

Все, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Информация - сведения, уменьшающие неопределенность в окружающем нас мире.

Учеба в школе - это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:

    * Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
    * Я знаю, что Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро.
    * Я знаю, как собрать радиоприемник.
    * Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
    * Я знаю, как перемножить две простые дроби.
    * Я знаю, как выращивать помидоры. 
    * Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний. Всю эту "кучу" знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов "Я знаю, что...". Такие знания принято называть декларативными (от слова " декларация ", что значит " утверждение ", " сообщение "). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинающиеся со слов "Я знаю, как...", называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Классификация знаний - очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.

Примеры классификации знаний: Википедия, Единая коллекция ЦОР (презентация)

Информативность сообщений. Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативпыми сообщениями.

Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: "Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах".

Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен. Быть понятным - значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; для того чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.

Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:

    * Москва - столица России; 
    * Дважды два - четыре.

Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным. Сообщение "2*2 = 4" информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод:

Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.


Вопросы и задания

    1. Что такое "информация" для каждого из нас?
    2. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.
    3. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
    4. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком - нет? Приведите примеры обоих случаев.

Восприятие и представление информации

Восприятие информации. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

    через зрение мы получаем информацию в виде изображения - визуальная информация; 
    через слух воспринимается информация в звуковом виде - звуковая информация;
    через обоняние воспринимается информация в виде запахов - органолептическая информация;
    через вкус - информация от вкусовых ощущений - органолептическая информация; 
    через осязание - информация в виде тактильных ощущений - тактильная иформация.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность. Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом - письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания - паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки - это пиктограммы.

Языки естественные и формальные


Рис. 1.1. Иероглифы


Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием "язык". Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту - формальным языком музыки.

Язык - знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.

Рис. 1.2. Пиктограммы


Формы представления информации. Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

    o текст на естественном языке в устной или письменной форме;
    o графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
    o символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.
    Информация и общество
    Развитие информационных процессов неотделимо от развития общества. 
    Первобытно-общинный строй: основной вид информации - устная речь. Информация передается из уст в уста медленно, недалеко, сильно искажается в процессе распространения. Часты потери информации. Информация медленно накапливается и распространяется.
    Аграрное общество: развивается письменность, а затем и книгопечатание. Информация копируется достаточно точно, долго хранится, далеко распространяется с помощью печатной продукции. Искажение информации намного меньше, чем при устной передаче. Скорость накопления и распространения информации увеличивается, что приводит к более быстрому развитию общества.
     
    Индустриальное общество: появление телекоммуникационных технологий -  телеграф, телефон, телевидение. Информация быстро передается практически в любую точку земного шара. Очень быстро, хаотически,  накапливается новая информация. Формы представления информации различны: текстовая, визуальная. аудиальная. Поиск нужной информации в общемировом информационном потоке затруднен. Создается парадоксальная ситуация: проще заново сделать открытие, чем найти уже опубликованную информацию.
    Информационное общество: переход от аналоговой информации к цифровой. Хранение информации в единой цифровой форме, развитие компьютерных сетей, в том числе глобальной сети Интернет привело к мгновенному обмену информацией. Поиск нужной информации теперь не занимает много времени. Обработка информации также упрощена. Достаточно иметь компьютер, или иное цифровое устройство, чтобы работать с любым видом информации. 
    Как это влияет на развитие общества? Приведет ли это к ускоренному развитию человечества? На сегодняшний день информационное общество находится на стадии становления.

Вопросы и задания

    1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.
    2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
    3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
    4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
    5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.
    6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?
    7. Что такое естественные языки, формальные языки?
    8. Какие существуют формы письменности?
    9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.
Практическая работа. Регистрация в системе дистанционного обучения Moodle
На этом сайте есть возможность самостоятельно изучать материал в удобном для вас ритме. Но инструментарий сайта не позволяет учителю отслеживать продвижение каждого ученика. Такой возможностью обладают системы дистанционного обучения (СДО), например СДО  Moodle  (СДО Мудл). 
Чтобы обучаться в СДО, нужно пройти несколько шагов. Первый из них - естественно, регистрация. Чтобы отслеживать ваше обучение, система должна вас как-то и идентифицировать (отличать). Поэтому вы должны получить логин и пароль в СДО.
Зайдите на сайт http://lms.alted.ru/ (это СДО установлена на сайте Алтайского края) и обратите внимание на текст в колонке справа:
Выберите команду Создать учетную запись. Вы попадаете на страницу регистрации. Дальше смотрите на рисунке:
Обратите внимание на инструкцию к паролю: необходимо, чтобы пароль содержал прописные и заглавные буквы, цифры или знаки препинания. Советую при первой регистрации ввести свою фамилию и дату рождения, например, так: Ivanov_2004. Позже пароль можно будет изменить. Заполнив все поля, помеченные *, нажмите Сохранить. Выйдет окно подтверждения регистрации:
Откройте свой почтовый ящик, найдите во Входящих письмо о подтверждении регистрации, пройдите по ссылке в этом письме. Вы опять попадете на страницу  http://lms.alted.ru/. Теперь обратите внимание на текст в левом столбце:
Введите логин и пароль, зайдите в СДО. Перед вами - список всех курсов. 
Найдите курс "Информатика и ИКТ. 8 класс. УМК Угринович", учитель Ирина Заречнева
Запишитесь на курс (запись самостоятельная). Так же можно записаться на другие курсы, доступ к которым открыт (значок двери с зеленой стрелкой ).
Теперь при дальнейших входах вы будете попадать на страницу "Мои курсы", где будут отражены все курсы, на которые вы записаны.
Домашнее задание
Зарегистрируйтесь в СДО  Moodle, напишите сообщение в новостном форуме