Приветствую Вас, Гость
Тема1.«Информация и информационные процессы»(9ч) 
Урок 2. Информация и информационные процессы в живой и неживой природе  Николаенко Н.А.

Что такое информатика? Что изучает информатика как наука?

Информатика — наука, изучающая свойства информации, а также процессы ее сбора, хранения, обработки и передачи в разных сферах человеческой деятельности.

Какое понятие в этом определении является ключевым? Конечно, информация

Что такое информация, какими свойствами она обладает, какое место она занимает в природе, обществе и технике?

Определений информации много.

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова, автор УМК "Информатика");
  • Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация — это мера сложности структур (Моль Гуго, немецкий ботаник);
  • Информация — это вероятность выбора (Братья Яглом, Исаак и Акива).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал   Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

В учебнике Угриновича понятие сформулировано так: Информация является мерой упорядоченности системы по шкале "хаос-порядок"

В наши дни человечество накопило огромное количество информации!

Сравните, сколько люди знали во времена Петра I и сколько знают сейчас. Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.

Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.


Рассмотрим информацию в неживой природе.

Следует при этом разграничить понятие информации в замкнутых и открытых системах.

Информация в замкнутых системах.

 Замкнутые системы – это системы в которых нет обмена энергией и веществом с окружающим миром. Эти системы стремятся со временем перейти из состояния «порядок» в состояние «хаос». Иначе говоря, мера упорядоченности (мера порядка) уменьшается. А мера упорядоченности – это информация.

Пример. В одну половину сосуда, который является замкнутой системой, поместим красный газ, а в другую половину зеленый. Через время газ перемещается. Т.е. из состояния порядка перейдет в состояние хаос. При этом информация уменьшается. У нас нет информации о том, в какой половине сосуда какой газ находится.

Отрытые системы могут стремиться, наоборот, к упорядоченности. Например, воздух, являясь отрытой системой, содержит молекулы разных газов. Они хаотично расположены в атмосфере, но при этом некоторые атомы стремятся соединиться в молекулы, т.е. организовать порядок.

При этом мера упорядоченности возрастает, т.е. возрастает информация.

Информация в живой природе

 Как вы считаете, живой организм является открытой или закрытой системой? Почему? Живой организм - открытая информационная система. Постоянно происходит обмен веществом и энергией с окружающим миром

Живые организмы в процессе как эволюции, так и в онтогенезе, т.е. индивидуальном развитии, постоянно усложняют свою структуру. Биологи говорят, что «живое питается информацией». 

Пример – фотосинтез. Растение получает из окружающего мира свет, воду, углекислый газ и образует при этом глюкозу, кислород, т.е. усложняет вещества.

Есть ли в природе универсальный носитель информации?

Да! Природой создано универсальное средство хранения информации, которое называется генетическим кодом, он хранит информацию о генах и передает ее от родителей к детям и далее к потомкам.

Итак,  информация окружает нас, она хранится в нас, создается нами. Для того, чтобы ориентироваться в мире информации необходимо ее правильно воспринимать. И в этом нам помогают органы чувств.

Какие органы чувств вы можете назвать? 

Человек – существо социальное. Мы живем в обществе. И помимо органов чувств, мы способны воспринимать информацию, переданную нам в форме сообщения, то есть информации, представленной в определенной форме (речь, текст, изображение, цифровые данные, график, таблица) и предназначенной для передачи.С понятием информации тесно связано понятие знания. Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Знания позволяют принимать решения. Для знаний характерны структурированность, связанность.

Какие органы чувств участвуют в восприятии информации в приведенных ниже примерах?

А) Определить качество предметов на ощупь с завязанными глазами.

Б) Определить настроение, передаваемое в музыкальном фрагменте.

В) Определить предметы по запаху с завязанными глазами, не прикасаясь к ним (лимон, освежитель воздуха, мыло).

Г) Определить вещество на вкус (сахар, соль, лимонная кислота).

Д) определить время года за окном.

>Свойства, которыми  должна обладать информация:

1.Объективность

2.Понятность

3.Полезность

4.Достоверность

5.Актуальность

6.Полнота

Информационные процессы:

  • Получение и передача.
  • Хранение и обработка.
  • Применение.

КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ НА ПРИМЕРЕ СЛЕДУЮЩИХ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ СТЕПИ?

Практическая работа. Регистация почтового ящика

Первой и до сих пор востребованной функцией сети Интернет является электронная почта. 
Что это такое?
Для чего она нужна?
Принцип организации почтового ящика и его работы мы будем разбирать на других уроках. Думаю, что большинство из вас уже имеет зарегистрированный почтовый ящик. Если же у вас его нет или вы потеряли логин или пароль, то сейчас создадите свою почту.

Регистрация почтового ящика
Почтовый ящик регистрируется на одном из почтовых серверов. Во время регистрации вы указываете логин (название вашего почтового ящика) и пароль для доступа. Сервер предоставляет место под ваш почтовый ящик. Вы можете выйти на этот сервер с любого компьютера, который подключен к Интернету.
Услуги почтового сервера предоставляют многие ресурсы: Yandex, Mail, Rambler, Google. Неважно, где зарегистрирована ваша почта, вы можете получать и отправлять письма на любой почтовый сервер. Регистрация на любом из них состоит из нескольких шагов:
1. Вы представляетесь, называя свое имя и фамилию, указывая место жительства и дату рождения (эти данные никем не проверяются и могут быть введены произвольно).
2. Придумываете логин и пароль для вашего ящика. Логин должен быть уникальным (то есть, не повторяться на этом сервере), поэтому нужно проявить творчество, придумав легко запоминающийся логин. Если этот логин уже занят, программа регистрации предупредит вас об этом и предложит на выбор несколько логинов на основе вашего имени и фамилии. Пароль может быть любым. Желательно, чтобы в него входили как буквы, так и числа. Причем важен регистр букв - большие и малые буквы имеют разный код. Важно, чтобы вы его хорошо запомнили, на первых порах лучше записать пароль.
3. Чтобы вы смогли восстановить пароль в случае его потери, нужно ответить на секретный вопрос. Ответ на вопрос тоже нужно запомнить или записать. Многие сервера предлагают привязать восстановление пароля к мобильному телефону. Это ваш выбор - секретный вопрос или привязка к мобильному телефону.
Приведем пример регистрации на сервере Mail
Введите в адресную строку http://mail.ru Выберите в открывшемся окне команду Регистрация
Заполните поля регистрационной формы. Запишите логин и пароль
Если вы хотите привязать пароль к мобильному телефону, введите его номер. Иначе пройдите по ссылке У меня нет мобильного телефона
Выберите секретный вопрос и введите ответ на него. Запишите вопрос и ответ.

Добавление контактов в адресную книгу
Чтобы вы могли обмениваться письмами, нужно в адресную книгу добавить почтовые адреса учителя и своих одноклассников
Выберите в строке меню команду Адреса
В появившемся окне в строке меню выберите команду Добавить
Заполните поля добавления адреса и нажмите кнопку Добавить. 
Если вы все сделали правильно, то в вашей адресной книге появится новый контакт. Занесите в книгу несколько адресов

Как отправить письмо?
Для этого выберите команду Написать.
Заполните поля и нажмите кнопку Отправить
Адрес получателя необязательно прописывать вручную. Можно указать только первую букву и выбрать предложенные из списка адреса. Либо пройти по ссылке Кому на адресную книгу и выбрать адресата.

Домашнее задание
Отправьте письмо учителю и своему однокласснику. Прикрепите к письму рисунок.